Я, робот
Год: 2004
Страна: Германия, США
Жанр: фантастика, боевик, триллер, детектив
Бюджет: $120 000 000
Маркетинг: $45 000 000
Сборы в России: $6 010 000
Сборы в США: $144 801 023
Сборы в мире: $202 433 893
Время: 115 мин
Коротко о фильме:
Действие фильма происходит в далеком будущем (2035 г.), где роботы являются обычными помощниками человека. Главный герой – полицейский, «не переваривающий» роботов, расследует дело об убийстве, в которое оказывается вовлечен робот.
Речь идет о возможном нарушении «Закона о Роботах» (робот никогда не поднимет руки на человека), что, в принципе, невозможно. Ситуация близка к катастрофической: если машины могут нарушать этот закон, то уже ничто не остановит их от захвата контроля над людьми, тем более, что человечество уже давно стало полностью зависимо от роботов…
Рецензия
[spoiler]Лучшие рассказы о роботах всегда ближе к Библии, чем к учебнику по физике. Андроиды не просто декор будущего. Они наследники по прямой монстра Франкенштейна, чья история вовсе не о том, как чокнутый док оживил мясную кулебяку. Это притча о Создателе и Создании, в отношениях которых никогда не будет трогательной гармонии.
Айзек Азимов прекрасно это понимал, создавая сборник новелл «Я, робот», ставший вехой в мировой фантастике. Другое дело, что Голливуд не то место, где ценятся притчи. Кассу делают спецэффекты и упрощенный до идиотизма сюжет. Короче говоря, предчувствия насчет НФ-триллера «Я, робот» были так себе. Предчувствия во многом обманули.
А ведь в пересказе все выглядит достаточно убого: коварно послушные и вероломно услужливые роботы вдруг отнимают власть у людей, и лишь один негр-параноик (Уилл Смит) на планете чует подвох заранее, поэтому в критический момент предотвращает приход «Матрицы». С помощью грубейшей силы. К логическим детективам Азимова, чьи андроиды никогда не бунтовали, само собой, ни малейшего отношения.
Однако режиссер Алекс Пройас («Ворон», «Темный город») сумел лихо срулить на повороте между Сциллой тупых жанровых клише и Харибдой стерильных от динамики и экшна азимовских новелл. Он все время обманывает ожидание зрителя, направляя его по ложному следу, не позволяя стандартным вводным стандартно заканчиваться. А сам, как показывает финал, остается верным интеллигентному азимовскому гуманизму, что странным образом ухитряется совмещать с крутыми боевыми эпизодами. К тому же не забывает давать Смиту блеснуть своим фирменным юмором, а компьютерщикам - чумовыми спецэффектами. Очень приятный триллер.
Совсем не без глупостей не обходится, конечно. Например, восставая против людей, андроиды зачем-то включают красную лампочку. Ага, чтоб любой неандерталец на последнем ряду допер: дело дрянь. Или роботы не могут найти в своей толпе ренегата (так как все одинаковые), хотя у него единственного во всей партии голубые глаза. Или дом умершего ученого-гения без вопросов сносят вместе с вещами и котом, несмотря на то, что логично было бы сдать в архив его работы, кота пристроить, а очевидно дорогой антикварный особняк превратить в музей.
Да и разгадка происходящих событий продумана недостаточно.
Тем не менее, смотрится «на ура». Действие нигде не провисает, герой очарователен, роботы эффектны, а дурная технофобия завязки оказывается хорошо разыгранной обманкой. Так обманываться мы рады всегда.
[/spoiler] Интересные факты о фильме
[spoiler]
- В картине задействована одна из последних разработок компании Audi — шикарный автомобиль Audi Le Mans Quattro. Хотя изначально этот автомобиль изготавливался специально для фильма, боссам компании новая модель настолько понравилась, что они решили запустить её в серийное производство.
- В одном из окон магазинчика, торгующего антиквариатом, зрители могут увидеть знаменитую собачку-робота AIBO.
- Сценарий картины был основан на совершенно другом проекте под названием «Запаянный» («Hardwired»). Несмотря на то, что у проекта было довольно мало шансов на выход в свет, композитор Джефф Занелли умудрился написать заглавную композицию для картины.
- Изначально сценарий не имел ничего общего с произведением известного американского фантаста Айзека Азимова (название которого данный проект сейчас и носит). Однако, после того, как первоначальный сценарий дошел до режиссера, и были выкуплены права на экранизацию произведения Азимова, продюсера приняли решение передать имеющийся под рукой текст Акиве Голдсману с пожеланием скрестить оригинальный рассказ Азимова и уже разработанный сценарий «Hardwired».
- Марко Белтрами был приглашен для участия в проекте под самый занавес работы над ним, и получил в свое распоряжение всего лишь 17 дней для того, чтобы написать порядка 90 минут музыкального сопровождения к фильму.
- Фильм поставлен по мотивам всех девяти историй, входящих в сборник Айзека Азимова «Я, Робот». У сборника есть продолжение в виде четырех романов «»The Caves of Steel«, »The Naked Sun«, »The Robots of Dawn«, »Robots and Empire'.
- При инициации проекта в 1998 году режиссером значился Брайан Сингер.
[/spoiler]